Началом истории европейской шпалеры принято считать эпоху Крестовых походов, когда произведения мастеров с Востока в качестве трофеев были завезены в Европу крестоносцами.


XV век




XVI век

В XVI века наметились 2 новые тенденции. Первая, вызванная войной и преследованиями во Фландрии, привела к распространению фламандского искусства ткачества гобеленов за пределами страны. Фламандцев ткачей-беженцев приветствовали повсюду, от Англии до Италии, где мастера  открывали свои магазины и локальные производства. Вторая важная тенденция пришла из Италии в виде влияния Ренессанса на искусство живописи. 

Решающим шагом, приведший к подчинению ткачества живописи на более чем 400 лет, стало поручение папы Льва X изготовить серию гобеленов, иллюстрирующих Деяния Апостолов, по картонам, созданным Рафаэлем.


XVII - XVIII века

ФРАНЦИЯ

С XVII века во Франции, планирование экономики шло с упором на производство предметов роскоши. Были предприняты шаги по созданию индустрии производства гобеленов, способной конкурировать с процветающими предприятиями Брюсселя и Антверпена.
В это период два фламандских ткача (Франсуа де Ла Планш и Марк де Команс) были приглашены во Францию, для создания в Париже ткацких станков с низкой основой. Им предоставили условия для работы на старинной красильне семьи Гобеленов и начался бизнес, существующий до сих пор.

Де Ла Планш умер в 1627 году, и ему наследовал его сын, который порвал с семьей Команс и переехал в предместье Сен-Герман-де-Пре. Конкуренция стала ожесточенной, но оба продолжали производить значительное количество гобеленов очень хорошего качества, пока в 1662 году их не вытеснила королевская фабрика Manufacture Royale des Meubles de la Couronne.
Первоначально в ней работали все королевские ремесленники (ткачи гобеленов, краснодеревщики, ювелиры и серебряники и т.д.), которые производили мебель для королевских резиденций, особенно для Версаля.
Первым директором стал художник Шарль Ле Брюн. Он с невероятной энергией применил себя на своем новом посту, доказав, что обладает особым талантом. Среди наиболее важных декораций, которые он разработал, были "Элементы", "Времена года", "Дети-садовники", «История Александра» и, прежде всего, жизнь Людовика XIV.
После Ле Брюна директором стал художник Пьер Миньяр. Из-за опустошения королевской казны фабрика была закрыта в 1694 году, но снова возобновила свою деятельность в 1699 году, когда в дизайн гобеленов был привнесен более легкий дух благодаря декоративным изобретениям, особенно гротескным, Клода Одрана III, который разработал такие декорации, как «Гротескные месяцы» и «Портьеры богов».
Следующим руководителем фабрики становится Жан-Батист Удри, его сменил Франсуа Буше. Буше и Шарль-Антуан Койпель, художник эпохи рококо, создали многие из популярных гобеленов, на которых центральный сюжет, представленный в виде картины, обрамленной рамкой, имитирующей позолоченное дерево, затмевается богатым использованием окружающих его декоративных элементов. "Любовь богов" Буше также стала шедевром и пользовалась большим успехом и популярностью, особенно среди английской знати.
Утонченность и элегантность Удри поставили перед ткачами новые задачи. Теперь им действительно было необходимо научиться рисовать с помощью бобины, и с этой целью были усовершенствованы сотни новых красителей как для шерсти, так и для шелка, пока не стало доступно около 10 000 оттенков, позволяющих создавать почти незаметные тональные переливы; было введено переплетение уточных нитей, чтобы сделать переходы практически незаметными, при этом использовались тончайшие текстуры.
Фабрике Гобеленов удалось пережить Французскую революцию. Наполеон, подобно Людовику XIV, стремился к искусству апофеоза и заказал серию гобеленов, посвященных его правлению.
Другая крупная фабрика, основанная в 1664 году в Бове, субсидируемая государством, работала под управлением двух фламандцев, Луи Хинаром и Филиппом Бехаглом. Однако Бове был частным предприятием под королевским патронажем, предназначенным для производства гобеленов для знати и богатой буржуазии, в то время как работы фабрики гобеленов предназначались только для короля.


БРЮССЕЛЬ  
Доминирующее влияние на брюссельскую индустрию XVII века оказал антверпенский художник Питер Пауль Рубенс, самой известной картиной "Триумф Евхаристии". Подражаний и адаптаций его стиля было множество. В более скромных масштабах представлены гобеленовые версии жанровых картин Дэвида Тенирса Младшего.


ГЕРМАНИЯ  
Первая крупная фабрика по производству гобеленов в Германии была основана в 1604 году в Мюнхене герцогом Максимилианом Баварским. Все дизайнеры и ткачи были фламандцами. Хотя фабрика закрылась всего через 11 лет работы, качество ее изготовления было выдающимся.
Французские дизайнеры и ткачи продолжали производить большое количество гобеленов и в XVIII веке. Производство гобеленов было сосредоточено в основном в Мюнхене, Берлине, Вюрцбурге, Дрездене, Швабахе и Эрлангене.


СКАНДИНАВИЯ  
В Скандинавии гобелены для датской и шведской королевской семьи ткали в Копенгагене и Стокгольме. Ткачами и дизайнерами обычно были французы и фламандцы. Норвегия и Швеция продолжали производить народные гобелены. Из почти 1300 зарегистрированных норвежских гобеленов примерно 1250 были созданы в небольших сельских общинах. Эти гобелены обычно были грубыми по текстуре, стилизованными и схематичными по дизайну и ярко раскрашенными.


АНГЛИЯ  
Яков I основал в 1619 году королевской хартией ткацкую фабрику по производству гобеленов в Мортлейке недалеко от Лондона. На ней работали 50 фламандцев. Филипп де Мехт, представитель знаменитой голландской семьи ткачей конца XVI-XVII веков, был переведен с фабрики де Ла Планш-Коман в Париже, где он был мастером-ткачом, на ту же должность в Мортлейке. Королевская фабрика процветала под покровительством монархов династии Стюартов Якова I и Карла I. Многие из ранних гобеленов были созданы по образцу портьер, сотканных в Брюсселе.
Хотя фабрика пережила пуританский аскетизм периода Содружества, она пришла в упадок при Карле II и закрылась в 1703 году.


ИТАЛИЯ
Кардинал Франческо Барберини, племянник папы Урбана VIII, в 1633 году основал фабрику по производству гобеленов в Риме. Несмотря на то, что он пользовался покровительством папы, он просуществовал только до 1679 года. Климент XI попытался создать еще одно римское гобеленовое производство в 1710 году, что также потерпело неудачу. В 18 веке в Турине и Неаполе недолгое время существовали другие небольшие фабрики. В основном на них работали ткачи, оставшиеся без работы из-за закрытия фабрики Медичи во Флоренции.

РОССИЯ
Фабрика по производству гобеленов, на которой работали ткачихи из гобеленовой мастерской, была основана в Санкт-Петербурге в 1716 году царем Петром Великим. Хотя гобелены производились до 1859 года, производство часто сталкивалось с трудностями. Самыми яркими рисунками были набор гротесков и серия портретов, из которых наиболее примечательны Екатерина Великая. 

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies